Интервью с Исполнительным директором АО «Ашасветотехника» для общероссийского бизнес-портала «Стратегия»
В преддверии Новогодних праздников журналистка бизнес-портала «Стратегия» Наталья Горнова в режиме он-лайн провела интервью с Исполнительным директором АО «Ашасветотехника» Альбертом Хамитовичем Латыповым. Его видение ситуации на предприятии и вдумчивые ответы на непростые вопросы стали своеобразным подведением итогов уходящего 2021 года.
Индустриальный бум советской экономики создал в стране сотни, тысячи заводов-гигантов, тех самых, которые на долгие годы стали основой и мощью промышленности России и выпускали абсолютно все, чтобы обеспечить жизнедеятельность страны и потребности ее граждан, от лампочек до самолетов и ракет. Однако кризис 90-х, разрыв надежных схем кооперации и триумфальный вход на отечественный рынок иностранных производителей, словно серпом прошлись по богатой ниве промышленных предприятий. Дробление для приватизации повлекло массовые банкротства. Немногие нашли себя в жесткой конкурентной среде. Большинство гигантов в те лихие годы закончили свою историю. Но есть и другие примеры: предприятия, которые сумели сохранить свою специфику, нашли возможности для развития и продолжают успешно работать сегодня. Один из них – АО «Ашасветотехника». Рожденный в первый год войны, он уверенно смотрит в будущее и сегодня. О перспективах предприятия рассказывает Исполнительный директор Альберт Хамитович Латыпов.
- Познакомьте нас с вашим заводом-долгожителем. Что он представляет собой сегодня и как чувствует себя на рынке?
- Акционерное общество «Ашасветотехника» является крупным производителем специальной и светодиодной светотехники в России. Это единый производственный комплекс с полным машиностроительным циклом, что позволяет нам контролировать качество продукции на всех этапах ее изготовления и минимально зависеть от ценовых «качелей» поставщиков комплектации. Мы производим широкий спектр светильников для самых разных сегментов: ЖКХ, судостроение, авиастроение, автомобилестроение, железнодорожный транспорт, добыча руды, а также для освещения улиц, офисов, промышленных объектов, в том числе и с агрессивными средами. Если разделить их по сферам применения, это будет четыре основные группы: взрывозащищенная, общепромышленная, двойного назначения (с военной приемкой и приемкой ОТК) и транспортная (ж/д и авто).
Второе направление – специализированное электрооборудование: взрывозащищенные щиты, шкафы, коробки, посты управления, кабельные вводы.
Также предприятие выпускает детали и сборочные единицы с военной приемкой для нужд Минобороны РФ.
В целом, своего потребителя мы нашли, продукция востребована, ну, а мы со своей стороны непрерывно работаем над повышением качества, надежности и долговечности.
- Альберт Хамитович, общеизвестный факт: на рынке светотехники сейчас правят бал китайцы. Именно Китай производит светодиоды, а значит, априори имеет ключевое преимущество в цене. В России, несмотря на все попытки, собственного светодиодного производства создать так и не удалось. Именно поэтому, по оценкам экспертов, в сегменте светодиодного освещения 90-95% - азиатские компании. Как вы вписываетесь в эту статистику?
- Первое, что я хочу сказать о рынке светотехники – он перспективен. Идет активная замена традиционных источников света на светодиодные. И здесь очень важно сориентироваться и предложить потребителю то, что позволит ему закрыть свои потребности в современных, энергоэффективных, качественных источниках света. Что касается Китая – да, они производят светодиоды, а в России этот сегмент только начинает развиваться. Но светодиоды тоже бывают разные. И если гнаться за низкой ценой, можно получить абсолютно некачественный продукт. И именно этим и азиатские производители, и российские бизнесмены, решившие на этом заработать, себя серьезно скомпрометировали. Потребитель сыт по горло дешевым ширпотребом, который выходит из строя в первые месяцы эксплуатации. Мы же за свой продукт ручаемся. Практически все изделия АО «Ашасветотехника» укомплектованы качественными светодиодами Samsung и источниками питания ведущего мирового производителя Mean Well, ремонтопригодны. Для приемки ОТК используются высокоточные мерительные приборы: видео-измерительный микроскоп, координатно-измерительная машина, электронный высотомер.
- Светильник – это не только светодиод и драйвер, там много других комплектующих. Их поставщики – российские или зарубежные?
- Вы верно подметили, светильник состоит из множества элементов - корпуса, рассеиватели или линзы, радиаторы, и здесь мы нашли проверенных временем партнеров в России. Конечно, со своими соотечественниками работать удобнее и приятнее. Что-то делаем сами. Вообще же, стремимся к полному производственному циклу, чтобы максимально обеспечивать свои потребности.
- Полный производственный цикл требует организации целого ряда смежных производств, а это непростая задача: нужно много специального оборудования и узких специалистов.
- Вы абсолютно правы, однако это наш осознанный выбор и часть стратегии развития. На заводе есть свой участок металлообработки, где есть заготовительный участок с высокоточным лазерным комплексом с ЧПУ, полный парк металлообрабатывающих станков, в том числе токарные и фрезерные автоматы с ЧПУ, штамповочное производство, гальванический цех, термообрабатывающее оборудование.
Мы можем самостоятельно изготавливать детали методом холодной штамповки, гибки, сварки, а также пресс-формы и штампы, обечайки различных диаметров, решетки и перегородки, детали и сборочные единицы. Динамично и с высокой производительностью развивается на заводе направление перфорации металлических листов на координатно-пробивном прессе для машиностроения и строительства.
Наша головная компания – «Илеко», занимается поставками нержавеющего металлопроката. Поэтому часть операций при необходимости выполняется на нашей площадке.
- В вашей номенклатуре только светодиодная продукция или остались и традиционные приборы?
- Тренд на светодиоды был очевиден уже лет семь назад, и мы в свое время сумели оперативно перестроиться и предложить светодиодные аналоги традиционным ламповым приборам. В 2018 году был запущен новый участок по производству светодиодной продукции - высокопроизводительная автоматическая линия поверхностного монтажа электронных компонентов для производства светодиодных плат и низковольтных источников питания. Он и стал нашим драйвером развития в нужном направлении. Традиционных ламп в номенклатуре осталось уже совсем немного. Как ни крути, это уже вчерашний день.
- Какую продукцию вы считаете приоритетной для развития завода?
- Безусловно, для нас важны все направления, которые мы развиваем. Однако выделил бы я все-таки взрывозащитные светодиодные светильники. Здесь у завода поистине уникальные компетенции и самая широкая номенклатура. Ежегодно мы внедряем в серийное производство минимум одну новую модель. В прошлом году вывели на рынок один из самых экономичных среди взрывозащитных светильников – ДПП20 для освещения взрывоопасных зон 1 и 2 класса; рынок высоко его оценил. Идеальное сочетание качества и цены.
В этом году разработали уже три новых модели – ДСП-25Ех, ДСП-78 и ДСП-79. На 78-ю и 79-ю модели у нас очень большие планы. Их ключевое преимущество – высокая энергоэффективность и приемлемая цена.
Для освещения цехов промышленных предприятий коллектив конструкторского отдела АО «Ашасветотехника» разработал светильники серий АС-ДСП-015, АС ДСП-025, АС-ДСП-028 и высокотемпературные серии АС-ДСП-015ВТ и АС-ДСП-020ВТ с температурой эксплуатации до +70°С. Разработаны светильники, в том числе, с морским регистром. Подробную информацию о продукции АО «Ашасветотехника» можно найти на сайте завода: www.ashasvet.ru.
Процесс улучшения продукции – бесконечный. Наши клиенты видят и понимают, что мы постоянно находим все более и более выгодные для них решения.
- Альберт Хамитович, расскажите о ваших клиентах. Где применяются светильники производства АО «Ашасветотехника»?
- Сфера применения очень широка. Это весь нефтегазовый сектор, вся металлургия и электроэнергетика. «Роснефть», «Башнефть», «Татнефть», Первоуральский новотрубный завод, Магнитогорский металлургический комбинат, «ЕВРАЗ», завод «УРБО», Сибирская угольно-энегретическая компания, «Акрон», «Еврохим», «Металлоинвест» - наши клиенты. Мы гордимся их доверием и дорожим многолетним сотрудничеством с ними.
- Какие каналы продаж у вас в приоритете?
- Продукция у нас специфическая, поэтому очевидно, что ритейл и интернет-магазины – не для нас. С самыми крупными потребителями АО «Ашасветотехника» работает в основном напрямую; также активно работаем на тендерных площадках. Плотно взаимодействуем с НИИ, которые разрабатывают проекты освещения и закладывают в них нужные характеристики светильников. Разрабатывая новые модели, мы информируем об этом и проектировщиков.
- Для многих товаропроизводителей 2020-й год, когда в нашу жизнь вошло слово «коронавирус», стал достаточно тяжелым. Большинство зафиксировало спад производства и продаж. Как вы справились в этот непростой период?
- Мы – не исключение, в 2020-м тоже было снижение объёмов выпуска продукции. Можно сказать, это был самый нестабильный год за всю новейшую историю завода. Однако, к чести коллектива, сумели сориентироваться и быстро наверстать упущенное: уже в 2021-м году по показателям обогнали благополучный 2019-й.
- Из вашего рассказа вырисовывается очень позитивная картина развития и стабильного движения вперед. И все-таки – что бы вы назвали главной проблемой предприятия?
- Да, к сожалению, проблемы есть и у нас. И главная на данный момент - кадровый дефицит. Как практически на всех промышленных предприятиях, не хватает специалистов рабочих профессий – фрезеровщиков, токарей, штамповщиков, а также инженеров и конструкторов. Молодежь не стремится встать к станку, да и в принципе – на завод. Считаю, причина этой проблемы – разрушение системы профессионального образования. Раньше были ПТУ, техникумы – кузница кадров для производства! Рабочий человек – это звучало гордо. Сейчас у молодежи в голове совсем другие картинки успешного будущего: быть менеджером в офисе, а лучше сразу на руководящую должность. Все-таки, надеюсь, это положение дел будет меняться. У станка можно заработать не меньше, чем менеджером. Было бы желание и усердие. А вообще, коллектив у нас замечательный. Многие работают здесь всю жизнь, семьями, есть и трудовые династии. Отмечу и руководителей – генеральный директор, директор по производству, технический директор, главный технолог – все работают как одна команда на общую цель. Наша цель - «Освещая мир, мы делаем работу людей комфортнее и безопаснее».
-Замечательная цель. Удачи вам!
- Благодарю.
БЛИЦ-ОПРОС
- Cекрет успеха?
- Постоянно учиться чему-то новому.
- Лучший учитель?
- Жизнь.
- Совет начинающему управленцу?
- Не бояться работы и ошибок.
Интервью подготовила журналистка бизнес-портала «Стратегия» Наталья Горнова